отсюда [dr_guillotin] Subject: Слово документам
Time: 10:39 pm
Какие же секреты лежат в российских архивах? На данный момент издано довольно много документов, проливающих свет на историю советского танкостроения. В рамках освещения темы сообщества предлагаю вашему вниманию один из таких документов. Он довольно длинный и поэтому просто процитирую ключевые для нашего осуждения фрагменты.
Доклад начальника АБТУ РККА Д.Г.Павлова и военного комиссара П.С.Аллилуева наркому обороны СССР К.Е.Ворошилову о необходимости коренного пересмотра системы танкового вооружения от 21 февраля 1938 г.
«II. Разработка новых конструкций танков.
Наряду с изготовлением и снабжением армии уже существующими типами танков, необходимо производить работы по созданию более совершенных типов танков, предназначаемых для замены существующих типов по следующей системе:
1. Гусеничный танк амфибия — предназначается для замены Т-37 и Т-38. Этот тип танка по своим боевым качествам (броня, вооружение, скорости на местности и на плаву, ходовая часть и др.)должен превосходить танк Т-38. Броня не должна пробиваться па все дистанции бронебойной пулей. Мощность мотора увеличить.
2. Гусеничный танк для совместных действий с пехотой (тип 26). Представляет дальнейшее совершенствование существующего ганка Т-26 в части увеличения мощности мотора, усиления бронирования, усиления ходовой части и т.д. по принципу взаимозаменяемости агрегатов в сборе.
3. Колесно-гусеничный танк для мехсоединений и конницы (тип БТ).
Представляет дальнейшее развитие танков типа БТ в направлении повышения его боевой характеристики в части усиления бронирования, установки дизеля, повышения проходимости на колесном ходу и др.
4. Гусеничный танк-истребитель ПТО — он же танк прорыва. Представляет новый тип танка, предназначенный для замены танков Т-28, Т-29 и Т-35. Основная особенность этого танка — броня толщиной 50—55 мм, противостоящая бронебойному снаряду калибром до 47 мм. Для этого танка может быть использован существующий авиационный двигатель М-100 мощностью в 860 л.с, с последующим переходом на дизельмотор» (Главный военный совет РККА. 13 марта 1938 г. - 20 июня 1941 г. Документы и материалы, М.: РОСПЭН, 2004, С.339).
Далее товарищ Павлов разъясняет перспективы работ над колесно-гусеничными и чисто гусеничными машинами:
«Опытные образцы необходимо изготовить в двух вариантах: колесно-гусеничный и чисто гусеничный, для окончательного pешения вопроса о выборе типа (гусеничного или колесно-гусеничного).
При получении ходовой части (включая гусеницу) чисто гусеничного танка, работающей не менее 3 000 км, можно будет отказаться от колесно-гусеничного типа танка» (Там же, С.340).
Как мы видим, Д.Г.Павлов указывает условия, в которых можно будет отказаться от колесно-гусеничного танка - появление гусеницы, выдерживающей длительный пробег.
Отметим также, что от колесно-гусеничного танка Т-29 было предложено отказаться (и от него отказались): «Постановлением КО № 94сс предусмотрен колесно-гусенич-ный танк Т-29, предназначенный с 1939 года на замену танка Т-28. Танк Т-29 так же, как и Т-28 и Т-35, имеет броню, не защищающую от поражений средствами ПТО (45-мм калибра). Кроме того, колесный ход у такого тяжелого типа танка иметь нецелесообразно. В настоящее время заканчивается техническое проектирование Т-29. Работы по Т-29 считаю необходимым прекратить» (Там же, С.339).